Доставка товаров в России: анализ сроков в 2022 году

6 декабря 2022 г.

За первые шесть месяцев 2022 года российская экономика пережила серьезный стресс.

Уход зарубежных компаний, нарушение логистических цепочек, запрет на международные платежи все это неминуемо отразилось на онлайн-сервисах доставки товаров. Но как именно? Эксперты компании PIM Solutions разработчика решений для интернет-магазинов выяснили, как изменились сроки доставки по регионам, категориям товаров и типам доставки.

Что произошло со сроками?

Динамика по изменению сроков доставки выглядит вполне оптимистичной. Так, в 2020 году интернет-магазины доставляли товары в среднем за 6, дней. В 2021 году этот показатель «ускорился» до 5, дня. А в 2022 году покупатели получали свои заказы уже через 5 дней после оформления заявки.

Как менялись сроки доставки товаров с 2020 по 2022 год

Эти данные усредненные по стране. Посмотрим подробнее, что происходит с доставкой в регионах.

Доставка в регионах

Как правило, дольше всего товары доходят до покупателей в отдаленных регионах. Среди антипримеров, где доставка в 2022 году значительно замедлилась из-за нарушений в логистике, можно привести:

  • Ненецкий АО: +30, %;
  • Амурскую область:+22, %;
  • Камчатский край: +20, %;
  • Сахалинскую область: +19, %;
  • Приморский край: +14, %.

В этих регионах средняя динамика замедления сроков составила 21, %.

Впрочем, на периферии в 2022 году отметились и регионы, куда товары стали доставлять быстрее:

  • Чукотский АО: –8, %;
  • Северная Осетия: –8, %;
  • Алтай: –6, %;
  • Калмыкия: –5, %;
  • Ярославская область: –5 %.

Здесь в лидерах те регионы, где скорость доставки изначально была небольшой. В среднем по этим регионам скорость доставки увеличилась на 6, %.

Региональный срез в целом показывает, что доставка товаров за последний год если и ускорилась, то незначительно. Покупатели готовы доплачивать за минус 1–2 дня. Но у поставщиков сейчас минимум возможностей, чтобы в разы ускорять свои логистические сервисы.

Скорость доставки товаров по категориям

В 2021 году лидерами по скорости доставки были:

  • одежда и обувь;
  • игры;
  • детские товары;
  • товары для красоты и здоровья;
  • музыка и видео.

Эти категории товаров доставляли в среднем за 4, дня.

В 2022 году ситуация немного изменилась. В лидерах остались игры, детские товары, музыка и видео. Но к этим категориям добавились канцелярские товары и книги.

По мнению аналитиков, такие показатели объясняются малыми габаритами товаров. Чем меньше посылка, тем проще и быстрее ее доставить без лишних накладных расходов.

В рейтинге товаров с самыми долгими сроками доставки в 2021 году лидировали:

  • аптечные товары;
  • продукты питания;
  • товары для дома и сада;
  • товары для хобби и творчества;
  • товары для животных.

В 2022 году однозначный антилидер по срокам доставки «цифра». Из-за санкций физические носители с ПО приходится доставлять обходными маршрутами. Эксперты также предполагают, что основная доля товаров этой категории уходит в отдаленные регионы, что негативно сказывается на сроках. Скорость интернета там, как правило, невысокая. Поэтому пользователи предпочитают устанавливать ПО с физических носителей.

В целом, список категорий с наибольшими сроками доставки выглядит так:

  • диски и флешки с ПО;
  • товары для взрослых;
  • бытовая техника;
  • мебель;
  • авто- и мототехника.

Рассмотрим, по каким категориям товаров значительно выросли сроки по доставке:

  • товары для взрослых: +17, %;
  • бытовая химия: +11, %;
  • одежда, обувь, аксессуары: +10, %;
  • ювелирные украшения: +6, %;
  • электроника: +5, %.

В 2022 году у товаров для взрослых отметилось повышение спроса. Также в этой категории вырос средний чек. Есть вероятность, что логистические компании попросту не справляются с обилием заказов. Из-за этого рост сроков доставки у таких товаров выше всего.

С остальными категориями также отмечался рост спроса. Переживая за резкое повышение цен, люди активно скупали бытовую химию, одежду, электронику.

По товарам, где за год сроки доставки сократились, можно отметить следующие категории:

  • музыка и видео: –5, %;
  • товары для животных: –5, %;
  • канцелярские товары: –5, %;
  • товары для туризма, рыбалки и охоты: –5, %;
  • детские товары: –1, %.

Тип доставки товаров

В 2021 году быстрее всего покупатели получали свои заказы через сервис постаматов. А дольше всего товары доходили до пунктов выдачи заказов. Год спустя ПВЗ стали работать чуть быстрее. При этом замедлились сроки доставки с помощью курьеров.

Российские потребители все еще предпочитают забирать заказы самостоятельно. Это позволяет сэкономить несколько сотен рублей на курьерской доставке. К тому же сегодня почти на каждой улице и в каждом ТЦ есть пункты выдачи и постаматы.

Заключение

На основе анализа рынка можно сделать вывод, что отечественные компании стараются адаптировать свои логистические сервисы к экономическим потрясениям. Спрос на многие товары сохраняется или растет. Увеличивать сроки доставки в таких условиях значит упустить возможность и проиграть конкурентам.

Эксперты рекомендуют компаниям по доставке товаров сосредоточиться на улучшении своих сервисов в отдаленных областях России. Большие расстояния пока еще сложно обслуживать с высокой скоростью.

Стать партнером Халвы

Поделиться: