Как большие данные помогают адаптировать розницу к изменению спроса

15 июля 2022 г.

Последние 2–3 года ретейлерам приходится стремительно реагировать на постоянно меняющиеся спрос и поведение потребителей.

В таких условиях важно не только грамотно планировать ценообразование и цепочки поставок, но и внедрять наиболее эффективные инструменты управления персоналом.

Сегодня эту задачу помогают решить big data большие данные. Математические модели и алгоритмы позволяют настроить оптимальный рабочий график, в том числе с учетом личных качеств сотрудников.

Как использовать большие данные и при этом не терять ресурсы на неэффективных решениях в нашем материале.

Перепрогнозы и анализ результатов каждую неделю

Регулярное прогнозирование позволяет подстраивать график сотрудников под ожидаемые показатели по продажам

Еще со времен локдауна в ретейле сложилась атмосфера неопределенности. Ситуация постоянно меняется, поэтому десятилетиями отработанные шаблоны и решения не всегда оказываются эффективными.

Эксперты рекомендуют регулярно прогнозировать посещаемость торговых точек и продажи, анализировать результаты и при необходимости перепрогнозировать бизнес-план. Сегодня в таком режиме работают многие компании, например, представители телеком-отрасли.

Сложность здесь состоит в том, что ретейл, как правило, планирует показатели на месяц вперед. Поэтому постоянная перепланировка рабочих графиков может вызвать недовольство сотрудников, ведь персоналу обещают стабильный график смен. Тем не менее, чтобы успевать за динамикой спроса, к таким мерам придется прибегнуть каждому ретейлеру.

Для примера рассмотрим ситуацию:

В начале каждой недели компания анализирует показатели предыдущей недели по продажам и трафику клиентов, после чего сопоставляет их с прогнозами. На основе полученных данных руководство принимает решение по графику смен. Вплоть до того, что выход сотрудников перестраивают на текущей неделе.

Чтобы корректировка рабочих смен четко соответствовала продажам и трафику, компания должна получать достоверные и объективные данные. Для этого необходимо внедрить надежные счетчики трафика. Это еще одна ключевая задача для ретейла.

За помощью к консалтинговым компаниям

Даже в эпоху тотальной автоматизации бизнес-процессов многие компании вручную управляют рабочими графиками персонала. Например, заполняют обширные Excel-таблицы с помощью разработанных собственными силами алгоритмов. Однако в нестабильной и сложно прогнозируемой экономической ситуации подобные процессы отнимают слишком много времени и финансовых ресурсов компании.

Здесь на помощь могут прийти профессиональные консалтинговые компании. Их кейсы содержат обширный практический опыт по управлению персоналом в том числе в кризисные периоды. Например, во время пандемии, когда рынок ретейла лихорадило практически во всех бизнес-нишах.

Сторонние компании, как правило, оказывают широкий спектр услуг. Они помогают организовать кадровые процессы, устраняют неполадки в распределении обязанностей между сотрудниками, разрабатывают эффективные системы мотивации и адаптации.

Сочетание больших данных из разных отраслей

Данные из других отраслей помогают ретейлу определить качество трафика и управлять вниманием покупателей

Как правило, для прогнозирования трафика ретейлеры используют внутренние данные по своему бизнес-сегменту. Однако такой подход не всегда гарантирует точность информации. Для большей наглядности и эффективности эксперты рекомендуют совмещать данные, полученные внутри компании, с данными из других отраслей ретейла.

В свободном доступе такие данные есть не всегда. Это вновь указывает на необходимость работы с консалтинговыми компаниями, которые оказывают услуги в широком спектре отраслей, а значит, имеют доступ к обширному массиву разнообразных данных. Консалтинговые компании анализируют трафик и продажи разных представителей розницы, сопоставляют данные, находят закономерности и предлагают наиболее точные и актуальные прогнозы, в том числе и с учетом таких факторов, которые отдельные ретейлеры не принимают во внимание.

Например, сегодня есть возможность анализировать мобильный трафик в отдельных геозонах и соотносить эти большие данные с показателями трафика в определенных торговых точках. Это позволяет получать информацию не только по количеству, но и по качеству трафика, включая метрики по соотношению доли трафика к покупкам. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем именно данные сотовых операторов будут определяющими для составления прогнозов по посещаемости и конверсии.

Управлять персоналом по-новому

Качество продаж в ретейле во многом зависит от того, насколько слаженной оказывается работа сотрудников. Сегодня становится возможным управлять персоналом на основе поведения, стимулов и мотиваций.

Так, консалтинговые компании могут создавать цифровые модели поведения работников и на их основе планировать максимально эффективные трудовые смены. Например, выпускать в часы пик наиболее стрессоустойчивых и активных сотрудников.

Кроме того, свою эффективность показывает сочетание штатных сотрудников с работниками на аутсорсе. Например, наиболее ответственные и сложные задачи консультация покупателей, работа в службе поддержки клиентов и прочее может выполнять внутренний штат. Тогда как рутинные процессы, не требующие глубокого вовлечения и опыта, отдают самозанятым и специализированным агентствам.

Такой подход сегодня успешно используют крупные федеральные ретейлеры, в том числе в период больших праздников, когда трафик в точках продаж возрастает в разы. Штатные сотрудники обслуживают трафик, тогда как самозанятые отвечают за выкладку и перемещение товара со склада.

Заключение

Big data помогают ретейлу легче адаптироваться к постоянно меняющимся условиям на рынке: прогнозировать спрос, учитывать поведенческие факторы и грамотно выстраивать рабочие графики.

Стать партнёром Халвы

Поделиться: