Как компаниям сократить затраты на персонал с помощью «гибкого штата»

13 декабря 2022 г.

Расходы на найм сотрудников относятся к самым значительным статьям в расходах розничных компаний.

Ради экономии ретейлу нередко приходится сокращать свои рекрут-программы. Особенно актуальным это становится в период экономической нестабильности, когда какое-либо долгосрочное планирование вообще становится затруднительным. С другой стороны, задачи по росту прибыли тоже никто не отменяет. Как в текущих условиях бизнес может решить проблему дефицита персонала разбираемся в статье.

Как бизнес адаптируется к новым условиям

Сейчас бизнес понимает постоянные изменения рыночной ситуации требуют от бизнеса гибкости и способности к адаптации. Меняется покупательская способность, перестраиваются цепочки поставок, корректируются бизнес-стратегии все это происходит здесь и сейчас.

Решения и проблемы

Сегодня компаниям приходится проявлять изрядную гибкость и лавировать между спросом на товары и проблемами с логистикой и сервисом. Фото

Частично проблемы с оборотом товаров помогает закрыть параллельный импорт. При этом пока что финансовые эксперты не готовы дать четких прогнозов, во сколько бизнесу обойдется обновление логистики и клиентского обслуживания. А значит, неясно, как конкретно этот механизм повлияет на спрос.

Еще одним решением становится оптимизация бизнеса. Торговые сети «замораживают» проекты новых региональных представительств, адаптируют ценовую политику, перестраивают внутренние бизнес-процессы. Например, весной 2022 года сразу несколько крупных торговых сетей в частности, «ВкусВилл» и «Азбука Вкуса», объявили о приостановке новых и долгосрочных проектов.

Однако малому и среднему бизнесу подобные серьезные шаги зачастую попросту недоступны. Сокращать те же торговые точки для небольших сетей это грозит серьезными убытками.

Ситуация на рынке труда

Несмотря на уход части иностранных компаний из России, прогнозируемой весной 2022 года массовой безработицы все же не случилось. Одни предприятия перепродают свои активы российским партнерам с сохранением штата. Другие «заморозили» свою деятельность, но при этом заняли выжидательную позицию с сохранением зарплат для своих сотрудников.

При этом с июня 2021 по июнь 2022 года уровень безработицы в стране сократился с 4, % до 3, %. Эксперты объясняют это так: многие сотрудники готовы работать даже за минимальную ставку и попутно подрабатывать лишь бы остаться в штате. Кроме того, многие крупные компании постарались снизить свои операционные расходы, чтобы не допустить оттока персонала.

Если логистику и косты еще можно быстро адаптировать к новым условиям, то с затратами на персонал ситуация гораздо сложнее. Когда в штате на постоянной основе трудится несколько сотен или тысяч человек, в сжатые сроки оптимизировать затраты невозможно. Массовые увольнения тоже не выход. Это не только дестабилизирует и без того непростую экономическую ситуацию, но и сильно ударит по бизнес-репутации.

Из наименее болезненных решений сокращение найма или его приостановка. Но как быть с периодическими процессами например, разгрузка и выкладка товара, для которых у предприятия попросту не хватает рабочей силы? Здесь хорошим подспорьем для бизнеса может стать так называемый «гибкий штат».

Что такое гибкий штат и как это работает?

Сотрудников на аутсорсе можно использовать для периодических задач, не требующих особой квалификации. Фото

Гибкий штат это одна из аутсорсинговых схем, при которой предприятие сочетает постоянный штат персонала с временными сотрудниками. Эта организация труда стала трендом в период пандемии, когда предприятиям нужно было быстро сокращать расходы. Так временные исполнители помогли закрывать срочные потребности в рабочих руках.

Сегодня с помощью гибкого штата компании могут повысить эффективность своей работы. Сотрудники на аутсорсе способны выполнять разовые, периодические задачи, для которых не требуется особая квалификация. Тогда как основными процессами будут заниматься штатные работники даже в небольшом количестве.

Такое решение позволяет сократить неэффективное время работы предприятия. И вместе с этим сэкономить. Сотрудники на аутсорсе будут задействованы только тогда, когда возникает разовая необходимость. А значит, постоянные затраты станут периодическими, которые легче адаптировать к изменениям спроса и предложения.

Спрос на подработку что говорит статистика?

Сегодня реальные доходы населения падают, а цены, наоборот, растут. В таких условиях дополнительный заработок становится особенно актуальным.

Так, совместное исследование агентства временных исполнителей GigAnt и портала Авито Работа, в 2022 году:

  • 66 % респондентов собираются искать дополнительную работу в ближайшие месяцы.
  • 37 % уже подрабатывали за последние 3 месяца.
  • 22 % будут искать объявления о временных вакансиях на корпоративных сайтах.
  • 18 % изучают объявления непосредственно в торговых точках.
  • 11 % обращаются в региональные службы занятости.

Наибольшим спросом подработка пользуется у молодой и активной аудитории 18-24 лет. Среди опрошенных таковых набралось 74 %. Среди самых популярных направлений эксперты выделяют розничную торговлю, службы доставки и предприятия общественного питания. Фокус на этих сферах объясняется просто от соискателей требуется минимальный опыт, основным навыкам работодатель обучит в процессе подработки.

Сегодня, по данным Авито, в подработке заинтересованы около 3 миллионов представителей рабочих специальностей. Подработка для этой аудитории это стабильная прибавка к основному доходу. Что, в свою очередь, открывает широкие возможности для компаний отдавать рутинные задачи на аутсорс, оптимизировать внутренние бизнес-процессы и экономить. Кроме того, гибкий штат позволяет бизнесу реализовывать социальную ответственность поддерживать соискателей и предоставлять им рабочие места.

Стать партнером Халвы

Поделиться: