Как получить хороший логотип

29 августа 2022 г.

Логотип – это краеугольный камень любого делового или личного бренда.

Именно фирменный знак это стартовая точка при разработке айдентики. Он определяет, как аудитория будет воспринимать компанию, насколько бренд будет узнаваем среди своих конкурентов. Клиент может не прочесть название компании, но обязательно распознает логотип. В статье разберем, каким должен быть хороший фирменный знак и как заказать его у дизайнера.

Элементы логотипа

Как правило, лого состоит из трех компонентов:

  • текста с названием бренда;
  • графического элемента;
  • надписи-дескриптора.

На примере выше представлен фирменный знак в полной комплектации:

Birdview название бренда.

  • Изображение с птичкой и камерой графическая часть.
  • Photography дескриптор, который объясняет, какие услуги предоставляет бренд.

В дескриптор можно также поставить слоган. Например, Think Different у Apple или «Управляй мечтой» у Toyota.

Логотип не обязательно должен содержать все три компонента. Более того, элементы можно группировать для большей выразительности. В этом примере название бренда интегрировано в графическую часть за счет схожести буквы «О» и объектива камеры:

Текстовая часть

Текст обязательная часть логотипа в его полной версии. Крупные дизайн-студии часто предлагают написания, шрифт которых создают индивидуально для бренда. Однако такая работа стоит больших денег. Поэтому заказчики ради экономии нередко выбирают фирменные знаки с готовыми шрифтами.

Самый простой путь для дизайнера взять системный шрифт из MS Office. Правда, сегодня это считается моветоном. Шрифты Microsoft все-таки разрабатывались под конкретную задачу набор текста в виртуальной среде. Еще один доступный вариант шрифты Google. Однако их бесплатное использование разрешено только для сайтов и приложений.

Поэтому опытные дизайнеры нередко выбирают компромиссное решение. Они берут какой-либо готовый редкий шрифт и дорабатывают его под задачи бренда.

Еще один распространенный способ создания текстовой части лого купить готовый шрифт по лицензии. Так, в России самый широкий выбор более 1000 вариантов предлагает компания Paratype. У каждого шрифта есть несколько десятков начертаний и лицензий для применения: для веб-среды, мобильных приложений, печатной продукции и прочего.

Стоимость полного комплекта лицензий может обойтись в несколько сотен тысяч рублей. Поэтому для логотипа, как правило, выбирают только одну лицензию и одно начертание. В этом случае затраты составят в среднем 2500–3000 рублей.

Многие известные фирменные знаки вообще обходятся без графики и используют шрифтовую часть в качестве уникального идентификатора. Такое решение, например, можно встретить у Google, IKEA, eBay и Visa:

Графическая часть

Графика и текст составляют в логотипе единое целое. Чаще всего графическая часть состоит из простых фигур: прямоугольника, круга или треугольника. Возможны и вариации, например овал или ромб.

Самое удачное решение для фирменного знака композиция из элементов, вписанных в фигуру. Например, так:

Но если логотип перенасыщен компонентами, в нем используют слишком кричащие и яркие цвета или отсутствует визуальная доминанта, композиция рассыпается либо вообще не считывается. Например:

Как бренду найти дизайнера логотипа

У компаний есть три основных пути в поиске дизайнера для создания фирменного знака:

  • медиа-платформы дизайнеров;
  • биржи;
  • агентства и студии дизайна.

Первый и второй варианты проще в плане выбора исполнителя. Компания может сравнить работы нескольких дизайнеров и отдать предпочтение самому креативному. В третьем случае исполнителя назначает студия и агентство.

Платформы для дизайнеров

На таких площадках специалисты по дизайну размещают свои работы в виде портфолио. Здесь, как в хорошем супермаркете, можно выбрать подходящего исполнителя из огромного разнообразия профессионалов. К самым популярным платформам относят:

  • Behance для поиска дизайнера логотипов смотрите раздел Brands.
  • Dribble аналог Behance, но только в англоязычной версии.

Биржи

Как правило, дизайнеры на биржах предлагают вполне экономичные расценки. Поэтому к ним за помощью часто обращаются начинающие компании, не готовые вкладывать большие средства в айдентику. К самым популярным площадкам относятся:

  • Fl.ru
  • Weblancer
  • Kwork
  • Freelance.ru

Эксперты советуют:

С бирж начинают многие дизайнеры-новички. Поэтому качество их работ может быть не самым высоким. Найти хорошего исполнителя здесь можно, если отсеять кандидатов с самыми низкими прайсами.

Студия или агентство дизайна

Найти хорошую студию помогут поисковые системы. Только не используйте запросы вроде «создать логотип». В этому случае поисковик, скорее всего, выдаст онлайн-конструктор, с помощью которого можно сгенерировать себе фирменный знак за пару кликов мышью. К такому решению деловому бренду лучше не прибегать получится совершенно клишированный логотип без уникальной фишки.

Ориентироваться стоит на запросы вроде «заказать айдентику» и «разработать логотип в Москве». Также хорошим ориентиром станут различные рейтинги и подборки, например «Топ-50 лучших дизайн-агентств России».

Независимо от пути поиска важно следовать простым правилам:

  1. Выбирать среди нескольких кандидатов.
  2. Сравнивать работы и цены.
  3. Отсекать потенциальных «кидал» такие обычно не присылают портфолио, а сразу назначают цену.

Стоимость логотипа

Расценки за лого зависят от множества факторов. В первую очередь, это срочность, количество версий и концепций, квалификация и опыт дизайнера.

Например, на биржах неплохой фирменный знак с несколькими вариантами можно получить и за 1000–1500 рублей. Дизайнер с популярной платформы, вроде Behance, возьмет в среднем 10 000 рублей. Дороже всего услуги студий и агентств. В этом случае стоимость логотипа может составить несколько сотен тысяч рублей. А если за дело берутся иностранные компании, счет за лого может достигнуть нескольких миллионов долларов.

Этот логотип, созданный в 1977 году, обошелся городу Нью-Йорку в 16 млн долларов

По мнению экспертов в области дизайна, стоимость хорошего логотипа начинается примерно с 20 000 рублей. Подобные расценки обычно предлагают специалисты в небольших городах. Средняя стоимость для миллионника около 100 000 рублей.

Как заказать логотип у дизайнера

Работа с дизайнером включает в себя три ключевых этапа:

Шаг 1: Составить ТЗ и бриф

В брифе заказчик описывает направление своего бизнеса, продукт, целевую аудиторию, ожидания от логотипа. На основе брифа составляется ТЗ подробное техническое задание (руководство) для дизайнера.

На этом этапе важно избегать абстрактных описаний вроде «мы создаем красивые вещи» или «мы ценим время наших клиентов». Чем больше конкретики, тем проще дизайнеру будет работать с брифом. Например, можно указать желаемую цветовую гамму, конкретные предметы, относящиеся к бренду, подчеркнуть стиль (строгий или дружелюбный).

Шаг 2: Собрать референсы

Хорошим подспорьем для исполнителя станут референсы, примеры других логотипов. Они могут не относиться к той же отрасли, в которой работает бренд. Главное отметить, что в этих фирменных знаках нравится и почему. Например, «в этом логотипе нравится стильная шрифтовая часть, а в этом цветовая гамма». А вот фраз «хочу так же, но круче» лучше избегать.

Шаг 3: Составить договор

Договор фиксирует обязательства сторон:

  • процедуру согласования ТЗ;
  • сроки выполнения заказа;
  • стоимость и порядок оплаты;
  • количество вариантов и правок логотипа;
  • формат файлов, которые будут представлены заказчику.

Часто сроки нарушают обе стороны. В том числе и по вине заказчика, который может «тормозить» с материалами для работы, брифом, референсами и обратной связью. Подобные вероятности следует учесть в договоре как минимум, в виде примечаний.

Как показывает практика, на разработку первых версий логотипа у дизайнера уходит около 10 дней. Полная же работа над заказом в среднем занимает 2–3 месяца.

В плане обратной связи заказчик должен быть максимально конкретным. Формулировка «не нравится, переделать» только застопорит всю работу. Дизайнер попросту не будет понимать, в каком направлении ему двигаться и что именно нужно изменить. Поэтому главное для заказчика четко объяснить свое мнение. И при необходимости предложить свои идеи.

Формат файлов нужно согласовать так, чтобы работать с ними было удобно и исполнителю, и заказчику. Обычно дизайнер собирает логотип в удобных для масштабирования векторных форматах ai или eps.

Хорошим тоном считается, если дизайнер делает презентацию логотипа. Например, показывает, как фирменный знак будет выглядеть на разных носителях и в разной цветовой гамме.

Порядок оплаты стороны обычно определяют так: 50 % предоплата, 50 % по факту выполненных работ. В этом случае у дизайнера не будет искушения затянуть со сроками старта. При этом, если исполнитель сделал 10 вариантов из 10 прописанных в договоре, а заказчик их не принял, предоплату не возвращают.

Заключение: 10 правил хорошего логотипа

1. Логотип должен быть разборчивыми, ясным и отражать суть бренда. Главное цельность композиции без лишних элементов.

Логотип Microsoft наглядный пример четкого, спокойного, лаконичного и уникального знака. Здесь и фирменные «окна», и интуитивный интерфейс ОС, и разнообразие функций

2. Не поддавайтесь клише вашей отрасли. У стоматологии не обязательно должен быть зуб в лого, а у мебельной компании диван.
3. Не пытайтесь быть слишком модным. Тренды дизайна фирменных знаков меняются. Поэтому убедитесь, что ваш логотип не будет выглядеть устаревшим через 2–3 года.
4. Если есть возможность, используйте визуальные метафоры и интеграции компонентов.

Визуальная метафора в логотипе Baskin Robbins число 31. Оно символизирует 31 оригинальный вкус мороженого на каждый день месяца

5. Логотип должен органично смотреться на любых носителях. Учитывайте, что фирменный знак необходимо адаптировать к разным вариантам размещения: на визитках, буклетах, в веб-среде, на баннерах, сувенирной продукции и фасаде офиса.

6. Шрифты лицензированные. Графика уникальная. Лицензию надежнее всего оформлять на организацию. А уникальность фирменного знака позволит в дальнейшем зарегистрировать торговую марку.

7. Тщательно подходите к выбору дизайнера. Учитывайте портфолио, квалификацию, опыт.

8. Заполните бриф, составьте ТЗ и заключите договор. Все эти формальности позволят дисциплинировать работу обеих сторон.

9. Каждая итерация по доработке логотипа должна содержать четкие и понятные пожелания что именно и зачем нужно поменять.

10. Работайте по предоплате.

Стать партнером Халвы

Поделиться: