Как сохранить ментальное здоровье сотрудников: особенности онбординга и чекапа

24 марта 2022 г.

Пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы не только в привычный для всех образ жизни, но и в профессиональную сферу.

Сотрудникам самых разных компаний приходится выдерживать психологическую нагрузку. И дело не только в том, что части из них пришлось перейти в онлайн и совмещать работу с бытом. В офлайне многие испытывают бесконечные переживания по поводу вероятности заразиться смертоносным вирусом, а в некоторых сферах бизнеса появилась повышенная нагрузка на персонал.

В частности, в этой статье речь пойдет о гостиничном бизнесе, о том, как сохранить ментальное здоровье сотрудников в условиях пандемии, повысить их иммунитет и развить приверженность к здоровому образу жизни, а также о том, как и зачем проводить регулярный чекап состояния организма.

Зачем компаниям инвестировать в здоровье персонала

Регулярные инвестиции в здоровье персонала позволяют повысить продуктивность и производительность, а также избежать денежных потерь, которые неизбежно возникают в связи с уходом части коллектива на больничный. Создание здоровой и безопасной атмосферы в компании помогает поддерживать физическое, психическое и эмоциональное здоровье сотрудников.

До недавнего времени для бизнеса считалось нормальным покупать своим сотрудникам полис добровольного медицинского страхования и обеспечивать их потребность в перекусах конфеты, печенье, чай и кофе в безграничном количестве или вендинговые аппараты имеются в большинстве компаний в зоне столовой.

Однако опыт последних двух лет продемонстрировал, что этого совершенно недостаточно: во-первых, не все сотрудники пользуются полисом ДМС, некоторые предпочитают обращаться в другие медицинские центры; во-вторых, перекусы не решают проблему питания, а, скорее, усугубляют ее. Далеко не весь персонал приветствует такие перекусы, да и ограничиваться только ими значит, заработать проблемы с ЖКТ.

По этим причинам компании начали работу с персоналом по пирамиде Маслоу, стараясь удовлетворить потребности работников:

  • Базовый уровень . Медицинское сопровождение и сбалансированное питание.
  • Самореализация . Персонал получает возможность проходить курсы по повышению квалификации, проводить организованные выходные с активным или культурным отдыхом, заниматься фитнесом по оплаченному абонементу.
  • Осознанность . В организациях проводят мастер-классы, мотивирующие персонал на эффективную работу. Во время обучающих занятий работники компании проникаются корпоративной культурой, осознают, для чего они работают и как повысить свою продуктивность.

Новая концепция позволяет строить с сотрудниками отношения по принципу win-win, когда во главу угла ставятся интересы всех сторон.

Что такое онбординг

Онбординг это довольно распространенный термин в среде HR-специалистов. Он означает комплекс мероприятий (обучение, инструктажи, welcome-встречи) для адаптации новых сотрудников к условиям работы в компании и коллективе.

Рассмотрим онбординг на примере отеля Rodina Grand Hotel & Spa в Сочи. Если до начала пандемии отели, расположенные на первой береговой линии, работали с мая по октябрь, то после введения ряда ограничений, в том числе на поездки за рубеж, высокий сезон стал круглогодичным. Персонал отеля лишился привычного отпуска. Да еще и приобрел наплыв гостей, основное ядро которых составляют бизнесмены, политики, чиновники, публичные персоны, то есть люди с высоким уровнем напряжения и стресса.

Проблема в том, что сотрудники гостиничной отрасли и сами периодически устают от постоянного общения с постояльцами. А ведь уровень комфорта в отеле или гостинице напрямую зависит от уровня сервиса. К сожалению, сотрудники не могут скрыть за вымученной улыбкой свою усталость, депрессию, профессиональное выгорание.

Одна из основных задач онбординга научить персонал спокойно реагировать на стрессовые ситуации. Длится мастер-класс три месяца. За это время сотрудники отеля проходят обучение по методу HEART:

  1. Выслушать
  2. Посочувствовать
  3. Извиниться
  4. Решить вопрос
  5. Сказать спасибо

И дело не в том, чтобы работники организации наизусть вызубрили схему реагирования на разные ситуации, а, чтобы поняли логику действий.

Здоровое питание

90 % гормона счастья (серотонина) вырабатывается в ЖКТ. Получается, что еда напрямую влияет не только на здоровье персонала, но и на его настроение, эмоциональные реакции.

Как правило, если в компании есть собственная столовая, то позиции в меню разрабатывает шеф-повар. Однако, если организация заинтересована в здоровом питании работников, то ей необходимо идти другим путем:

  1. Провести опрос среди сотрудников на тему их гастрономических предпочтений, которые касаются диеты, постов, религиозных ограничений и т. п.
  2. Подключить к работе над меню диетологов, чтобы добавить блюда, разработанные максимально бережно и не приносящие вреда организму.
  3. Привлечь инженеров-технологов, чтобы позиции в меню были одновременно и вкусными, и полезными.

Такой подход позволяет отдать должное вкусовым пристрастиям сотрудников.

Спорт как образ жизни и корпоративная этика

Лучшей профилактикой заболеваний и способом справляться с эмоциональным напряжением является адекватная физическая нагрузка. Сотрудничество с фитнес-клубом или спортивной площадкой, выдача бесплатных абонементов работникам на определенное количество занятий в месяц, материалы в корпоративных чатах, информирующие об организации правильного режима дня, техниках снятия стресса и специальных дыхательных упражнениях все это способствует сохранению здоровья сотрудников.

Чекап состояния организма

Диагностику состояния здоровья сотрудников можно организовать и на базе компании. К примеру, открыть медицинскую лабораторию, чтобы проводить анализы на уровень гормонов стресса в крови. Там же должен быть медперсонал, который сможет при необходимости назначить лечение, диету или БАД.

Выводы

Для сохранения ментального здоровья сотрудников необходимо проводить:

  • мастер-классы и тренинги, чтобы дать возможность почувствовать ценность своей работы
  • организовать правильное, разнообразное и здоровое питание
  • поддерживать стремление к здоровому образу жизни.

Кроме того, желательно предоставить сотрудникам качественный отдых в свободное от работы время.

Поделиться: