Краткие итоги сентября

14 октября 2020 г.
В избранное

Пришло ли затишье в начале осени?

В сентябре ежегодно происходит снижение месячных объемов розничной торговли: в конце лета, перед началом учебного года, торговые центры переполняют покупатели, стремящиеся приобрести товары для школьников по скидкам. В целом в летний период оборот рынка растет за счет сезона отпусков – это активная фаза реализации отложенного спроса, люди тратят сбережения на развлечения и отдых.

Первый месяц осени в экономическом плане можно сравнить с приходом рабочих будней после бурных выходных: потребители начинают экономить, чтобы вновь накопить ресурсы для приобретения в октябре зимней обуви и одежды, в ноябре – для сезона распродаж.

В среднем по России сентябрь просел по сравнению с августом на 1,4 %, повторив показатели прошлого года. Впрочем, это не самые худшие данные за последнее десятилетие: в сентябре 2016 года было зафиксировано снижение объема розничной торговли на 2,8 %.

В связи с очередным ухудшением эпидемиологической ситуации вероятно снижение экономической активности. Однако Банк России предполагает, что последствия отрицательной динамики будут не столь значительными, как в апреле-мае. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2020 году розничный рынок просядет не более чем на 4,2 %.

Оборот розничного рынка – ЕМИСС: fedstat.ru

Онлайн-торговля достигла 10%

По данным Ассоциации компаний розничной торговли, объединяющей крупнейшие российские торговые сети, по итогам 2020 года доля интернет-торговли вырастет до 9,2 % от общего товарооборота. Для сравнения: в 2019 году прирост составил 6,1 %. Уже в первом полугодии 2020 текущего года доля онлайн-торговли превысила 10 %, в том числе за счет влияния пандемии на каналы продаж. По сравнению с сентябрем прошлого года прирост составил 8 %.

По карте «Халва» потребители тратят больше, чем покупатели в среднем по России, особенно ярко это отразилось на онлайн-покупках: более 200 тыс. наших клиентов совершили покупки в сентябре в интернет-магазинах наших партнеров, более всего средний чек вырос в категории товаров для дома и ремонта – разница между офлайн- и онлайн-приобретениями составила 170 %.

Источник: tass.ru

! Разница средних чеков в ИМ и Офлайн сентябре:

«Магнит» открыл онлайн-аптеку

Ретейлер «Магнит» 22 сентября сообщил, что тестирует агрегатор – онлайн-аптеку с ассортиментом, в который входит больше 5000 наименований товаров. Через агрегатор можно будет заказывать товары из более чем 100 аптек Москвы и Московской области.

Более трети держателей карты «Халва» приобретают товар в аптеке в течение часа до или после покупки продуктов. Как показывает статистика, клиенты охотнее тратят деньги в аптеке до похода в продуктовый магазин.

Источник: https://www.interfax.ru

! Клиентам онлайн-аптек «Магнита» доступны два формата сервиса: бронирование товаров с оплатой и самовывозом из «Магнит Аптеки» через 30 минут после оформления заказа и доставка со склада с расширенным ассортиментом до выбранной аптеки на следующий день. По словам Яна Дюннинга, генерального директора компании, в дальнейшем планируется наладить доставку безрецептурных препаратов с помощью курьеров.

Еще в 2017 году ретейлер «Магнит» запустил сеть собственных аптек, открыв 51 точку. Развитие приостановили после ухода из компании куратора проекта Сергея Гончарова и возобновили в 2018 году.

Покупка в аптеке до/после приобретения продуктов в Москве:

Ситуация с ТЦ

Булат Шакиров, президент Союза торговых центров, заявил, что порядка 50 % владельцев торговых центров перенесли запуск объектов на следующий год. Многие девелоперы заморозили открытие ТЦ: в 2020 году в нашей стране примерно 30–40 % торговых комплексов от заранее запланированного предложения не будет введено в эксплуатацию – это около 2 млн квадратных метров. В основном со сложностями в поисках арендаторов столкнулись торгцентры с неудачной локацией, которым придется перепрофилироваться в развлекательные или батутные центры либо открыть на своей площади складские помещения интернет-магазинов.

Источник: fbss.ru

Трафик в торговых центрах также падает по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по заявлению группы компаний Watcom. Специалисты считают, что покупательский поток снижается из-за угрозы возникновения второй волны коронавируса.

Источник: prmira.ru

Стрит-ритейл в Москве

Доля пустующих торговых площадей в Москве достигла 7-летнего максимума. В последний раз максимальное значение было зафиксировано в 2016 году. 49 % закрытий – то есть практически половина – пришлось на кафе и рестораны, 10 % – на заведения, предоставляющие услуги в сфере красоты и здоровья. Доля свободных площадей в третьем квартале возросла до 14,3 %. В основном закрываются объекты, арендаторы которых могут отказаться от них с целью снижения расходов или из-за отсутствия возможности договориться с арендодателями о снижении арендной платы.

Иточник: retail.ru

Ресторанный рынок теряет обороты

Из-за пандемии рынок общепита также начал терять обороты: потребители перешли в режим экономии и начали отдавать предпочтение обедам дома вместо посещений кафе и ресторанов. В NPD Group прогнозируют, что по итогам 2020 года россияне могут сократить расходы на посещение заведений общественного питания на 22 %.

При этом у держателей карты «Халва» в начале самоизоляции в сентябре значительно увеличилось количество заказов в кафе.

Источник: kommersant.ru

! В сентябре один из активных держателей карты "Халва" отобедал 72 раза в одном понравившемся ему ресторане, а другой посетил 17 различных заведений общественного питания.

Динамика трат в кафе и ресторанах к предыдущему месяцу

В ожидании октября

  • · Правительство РФ ввело новые меры эпидемиологической безопасности: работодатели обязательны перевести не менее 30 % сотрудников на удаленный режим работы с 5 октября и почти до конца месяца, а руководители общеобразовательных учреждений – продлить осенние каникулы школьников с одной до двух недель. Рынок розничной торговли может частично пройти повторение сценария марта-апреля 2020 года.
  • · Потребители будут все больше пользоваться услугами интернет-магазинов. Доля оборота онлайн-торговли вырастет примерно на 2 %, исходя из двухгодичных показателей за март-апрель.
  • · Возрастут расходы россиян на категории товаров авто и одежды, однако в 2020 году скачок среднего чека будет менее заметен.